Методические рекомендации посвящены актуальному
вопросу в современной педагогике – всестороннему развитию личности школьника,
т.е. комплексному и равномерному развитию интеллектуального,
эмоционально-волевого, ценностно-ориентировочного компонентов.
Старший подростковый возраст и раннее юношество (14-18
лет) – это нелегкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде
всего, с трудностями роста – с поиском своего места в жизни, реализацией
интеллектуального, личностного, творческого потенциала. Подростковый возраст
характеризуется бурными процессами физического роста, полового созревания и
формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает
себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это
время формируется и даже резко может резко измениться его характер. Подросткам
нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к
независимости. Но есть определенная категория подростков, у которых
перечисленные качества проявляются резче, что приводит к их противостоянию с
окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.
Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям,
систематическим занятиям часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со
сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают,
нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к
«группе риска». Очень часто именно с такими характеристиками приходят
обучающиеся в вечернюю школу.
Работа в данном направлении связана, прежде всего с
тем, что состав обучающихся в классах вечерней школы разномастный по возрасту,
по своим индивидуальным особенностям. В один коллектив приходят ребята из
разных деревень, часто в их семьях складываются определенные проблемы. Да и
сами ребята зачастую относятся к так называемым «неблагополучным» подросткам.
В отечественной науке и практике накоплен
разноплановый материал, отражающий специфику педагогического взаимодействия с
детьми той или иной группы – с младшими школьниками и подростками, юношами и
девушками, с одаренными и талантливыми детьми, с учениками, отстающими в
развитии и т.д.
Однако на сегодняшний день существует дефицит знания в
области педагогического взаимодействия с детьми девиантного поведения и «группы
риска»; недостаточна научно-методическая база для выбора стратегии действий и
поведения педагога.
В связи с этим актуальной остается проблема создания
эффективной системы по адаптации подростка в обществе, направленной на
выявление личностных качеств, сильных сторон и недостатков.
В настоящий период происходит радикальное
преобразование воспитательной практики в образовательных учреждениях.
Современного учителя волнует обновление содержания и способы организации
этого направления в формировании личности подростка. Стратегическим
направлением совершенствования воспитательной работы в школе является повышение
значимости роли развития личности ребенка, формировании его неповторимой
индивидуальности.
Доктор педагогических наук, профессор Степанов
Е.Н. утверждает, что главное предназначение воспитательного процесса в
содействии становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся,
развитии их творческих способностей.
Отличительными чертами современного воспитательного
процесса является направленность на самостроительство и самоутверждение
личности ребенка. Учащиеся являются полноправными участниками этого процесса,
происходящей совместной деятельности. Акцент делается на активном и
заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта,
проявлении и развитии его индивидуальности. Преобладают субъект – субъектные
отношения, диалоговые и полиологовые формы общения.
При определении тематики воспитательных мероприятий
важно опираться не только на доминирующие в науке представления о типичных
психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в подростковом
возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том
числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные
ориентиры.
Начинать работу с обучающимися целесообразно с
диагностик изучения личности подростка. Это позволит классному
руководителю лучше узнать своих воспитанников, увидеть нравственную суть
значимых для воспитанника поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и
внутреннего мира ребенка.
Второй блок упражнений поможет ребятам найти общий
язык с одноклассниками, изучить свои качества, выявить сильные стороны и
недостатки. Классный руководитель по-новому увидит своих воспитанников и,
изучив их особенности, наметит дальнейшую работу, направленную на реализацию
интересов и потребностей каждого из ребят.
Классный руководитель может включать их в классные
часы, направленные на изучение личностных качеств подопечных, или использовать
в индивидуальной работе с обучащимися.
В процессе познания себя подросток стремится
определить важные стороны своей личности, свои внутренние стремления и мотивы.
Он соотносит представление о себе со знаниями о мире, в котором он живет,
с представлением о своем месте в этом мире. Краткосрочные тренинги
личностного роста, сочетающие в себе диагностику особенностей личностей
подростков, направлены на их дальнейшее развитие. Каждое упражнение построено
на поощрении ведущим общения участников и стимуляции у них потребности к
совместной деятельности. Для стимуляции общения используются подчеркивание и поощрение
сходства между участниками в мотивах, интересах и точках зрения.
Познание своих особенностей и возможностей позволит
подросткам, с одной стороны, адаптироваться в окружающем их мире
(приспособиться к тем социальным условиям и культурным нормам), а с другой
стороны, помогает занять активную (субъектную) позицию по отношению к своей
жизни, найти эффективные способы самовыражения и самореализации.
Данные методические рекомендации созданы с целью
оказания помощи воспитанникам в построении целостного представления о себе,
своих возможностях, способностях, адекватной самооценки, в приобретении навыков
целеполагания и планирования, в реальном оценивании своего поведения.
Реализовать данную цель возможно решением следующих задач:
·содействовать формированию у
подростков умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать
последствия своих действий;
·выявлять склонности детей к
различным видам человеческой деятельности;
·развивать самостоятельность
обучающихся, способность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать
возникающие проблемы.
Методические рекомендации, которые предлагаются
вашему вниманию, адресованы, прежде всего, классным руководителям, так как они
включают в себя:
- упражнения, направленные на самовыражение воспитанников;