Воскресенье
19.05.2024
09:29
Разделы
внеклассные мероприятия [6] Учебные занятия [6]
Методические пособия и рекомендации [7]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Тяжинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
    Главная » Статьи » Методкопилка » внеклассные мероприятия

    Загляни в свои глаза

    Введение

                                                             Из всех приключений, уготованных нам жизнью,

    самое важное и интересное

     – отправиться в путешествие внутрь самого себя…

    Ф.Феллини.

    Методические рекомендации посвящены актуальному вопросу в современной педагогике – всестороннему развитию личности школьника, т.е. комплексному и равномерному развитию интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-ориентировочного компонентов.

    Старший подростковый возраст и раннее юношество (14-18 лет) – это нелегкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями роста – с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного, творческого потенциала. Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического роста, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже резко может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит к их противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

    Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к «группе риска». Очень часто именно с такими характеристиками приходят обучающиеся в вечернюю школу.

    Работа в данном направлении связана, прежде всего с тем, что состав обучающихся в классах вечерней школы разномастный по возрасту, по своим индивидуальным особенностям. В один коллектив приходят ребята из разных деревень, часто в их семьях складываются определенные проблемы. Да и сами ребята зачастую относятся к так называемым «неблагополучным» подросткам.

    В отечественной науке и практике накоплен разноплановый материал, отражающий специфику педагогического взаимодействия с детьми той или иной группы – с младшими школьниками и подростками, юношами и девушками, с одаренными и талантливыми детьми, с учениками, отстающими в развитии и т.д.

    Однако на сегодняшний день существует дефицит знания в области педагогического взаимодействия с детьми девиантного поведения и «группы риска»; недостаточна научно-методическая база для выбора стратегии действий и поведения педагога.

    В связи с этим актуальной остается проблема создания эффективной системы по адаптации подростка в обществе, направленной на выявление личностных качеств, сильных сторон и недостатков.

    В настоящий период происходит радикальное преобразование воспитательной практики в образовательных учреждениях. Современного  учителя волнует обновление содержания и способы организации этого направления в формировании личности  подростка. Стратегическим направлением совершенствования воспитательной работы в школе является повышение значимости роли развития личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности.

     Доктор педагогических наук, профессор Степанов Е.Н. утверждает, что главное предназначение воспитательного процесса в содействии становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, развитии их творческих способностей.

    Отличительными чертами современного воспитательного процесса является направленность на самостроительство и самоутверждение личности ребенка. Учащиеся являются полноправными участниками этого процесса, происходящей совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Преобладают субъект – субъектные отношения, диалоговые и полиологовые формы общения.

    При определении тематики воспитательных мероприятий важно опираться не только на доминирующие в науке представления о типичных психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в подростковом возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентиры.

     Начинать работу с обучающимися целесообразно с диагностик изучения личности подростка. Это позволит   классному руководителю лучше узнать своих воспитанников, увидеть нравственную суть значимых для воспитанника поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ребенка.

    Второй блок упражнений поможет ребятам найти общий язык с одноклассниками, изучить свои качества, выявить сильные стороны  и недостатки. Классный руководитель по-новому увидит своих воспитанников и, изучив их особенности, наметит дальнейшую работу, направленную на реализацию интересов и потребностей каждого из ребят.

    Классный руководитель может включать их в классные часы, направленные на изучение личностных качеств подопечных, или использовать в индивидуальной работе с обучащимися.

    В процессе познания себя подросток стремится определить важные стороны своей личности, свои внутренние стремления и мотивы. Он соотносит представление о себе со знаниями  о мире, в котором он живет, с представлением о своем месте в этом мире.  Краткосрочные тренинги личностного роста, сочетающие в себе диагностику особенностей личностей подростков, направлены на их дальнейшее развитие. Каждое упражнение построено на поощрении ведущим общения участников и стимуляции у них потребности к совместной деятельности. Для стимуляции общения используются подчеркивание и поощрение сходства между участниками в мотивах, интересах и точках зрения.

    Познание своих особенностей и возможностей позволит подросткам, с одной стороны, адаптироваться в окружающем их мире (приспособиться к тем социальным условиям и культурным нормам), а с другой стороны, помогает занять активную (субъектную) позицию по отношению к своей жизни, найти эффективные способы самовыражения и самореализации.

    Данные методические рекомендации созданы с целью оказания помощи воспитанникам в построении целостного представления о себе, своих возможностях, способностях, адекватной самооценки, в приобретении навыков целеполагания и планирования, в реальном оценивании своего поведения. Реализовать данную цель возможно решением следующих задач:

    ·  содействовать формированию у подростков умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

    ·  выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;

    ·  развивать самостоятельность обучающихся, способность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.

     Методические рекомендации, которые предлагаются вашему вниманию, адресованы, прежде всего, классным руководителям, так как они включают в себя:

    - упражнения, направленные на самовыражение воспитанников;

    - диагностики изучения личности учащихся;                                            

    - тренинги личностного роста подростка.                                                 



    Источник: http://mvutvsh.ucoz.ru/tmpls/?a=fm;n=1
    Категория: внеклассные мероприятия | Добавил: mvutvsh (28.09.2011)
    Просмотров: 458 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: