Сохранение здоровья
подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа —
идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового
образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой
культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью
как главной жизненной ценности, и
представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого
элементов.
На состояние здоровья
детей и подростков влияет комплекс факторов, которые находятся в сложном
взаимодействии друг с другом:
1.Биологические, включая
наследственность.
2.Социальные, в т.ч. образ
жизни.
3.Экологические, т.е.
состояние природной среды.
4.Факторы внутренней
среды: условия воспитания и обучения, развитие детей и подростков.
Для обучающихся вечерней
школы характерно негативное влияние всех вышеуказанных факторов, вследствие
чего состояние их здоровья сильно ослаблено, а способность адаптироваться к
постоянно меняющимся условиям окружающей среды снижена. Такое неблагополучие в
состоянии здоровья обучающихся обусловливает необходимость не только сохранения
их здоровья, но и проведения реабилитационной, коррекционной работы в школе.
Любая культура начинается
со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений
о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима и т.
д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл
познавательного аспекта системы.
Творческий элемент
предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации
личности в процессе творческой деятельности.
Поведенческий элемент
предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение
поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни подростков,
устойчивом противодействии негативных воздействий.
Формирование культуры
здоровья — это активный процесс воспитания и саморазвития подростков. Поэтому
предлагаемое пособие представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений
и навыков здорового образа жизни.
Использование активных
форм помогает учащимся: получить опыт взаимодействия с людьми, улучшения своего
здоровья; осознать свою роль в улучшении будущего; формирование личных качеств:
самооценку, уверенность в себе, ответственность; развивать надпредметные
умения: работать в коллективе, предвидеть последствия, оценку изменений;
получить мотивацию к взаимодействию с людьми, к сохранению здоровья.
В пособие собраны занятия
по всему курсу «Правила здоровья», описана методика проведения занятий,
дополнительный теоретический материал и инструктивные карты к практическим
работам. Так же прилагается электронное пособие, в котом собраны презентации к
занятиям.
Методическое пособие
может использоваться учителями биологии и классными руководителями во время проведения
классных часов, воспитательных занятий, общешкольных мероприятий.