Вторник

Тяжинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
    Главная » Статьи » Творчество обучающихся » ученики

2011 год - год российской космонавтики

2011 ГОД - ГОД РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

Человека всегда манили небо и ... звезды. С тех самых пор как он стал осознавать себя, он всегда хотел летать в небе как птица.

Люди задавались неразрешимыми вопросами: одинок ли человек во Вселенной? Есть ли на далёких планетах братья по разуму и какие они?

Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника Константина Эдуардовича Циолковского. Он первым дал описание корабля с реактивным двигателем.

Ракета с первым советским искусственным спутником земли  стартовала 4 октября 1957 года. Это был алюминиевый шар диаметром 58 сантиметров, и массой 83 килограмма. Через 20 дней космический первенец умолк - иссякли батареи его передатчиков. Раскаляемый Солнцем и замерзающий в земной тени. Постепенно опускаясь, он просуществовал около двух с половиной месяцев и сгорел в нижних, более плотных слоях атмосферы.

Следующим этапом стали пилотируемые космические полёты. Отечественный корабль «Восток» был устроен сравнительно просто, но надежно (примечательно, что ни один пилотируемый «Восток» не потерпел аварии). Это был шар, покрытый слоем теплоизоляции, к которому при помощи двух металлических лент крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В шаре находился космонавт и системы жизнеобеспечения.

Первые корабли этой серии были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также изучалось поведение подопытных собак. Первым животным выведенным на орбиту Земли стала советская собака-космонавт Лайка. Лайке было около двух лет, вес – около 6 килограммов. Собака погибла во время полёта от стресса и перегрева.

Собак отбирали из питомника для бездомных животных. По рекомендациям специалистов по кино-, фото- и телеаппаратуре было решено отбирать только белых собак, потому что они лучше выглядели в кадре. Из десяти собак на первый космический полёт с живым существом на борту были выбраны: Альбина, Муха и Лайка. Собака Альбина ждала потомство, поэтому её пожалели и сделали «дублёром». Муху не выбрали из-за кривизны ног, что некрасиво выглядело бы на фотографиях. Так первой собакой-космонавтом стала Лайка.

На одном из космических кораблей благополучно слетали в околоземное пространство Белка и Стрелка. Полёт продолжался более 25 часов, за время которого корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Впервые в мире живые существа, побывав в Космосе, возвратились на Землю. Конструкторы разработали герметичную кабину, систему регенерации воздуха и автомат питания, в два раза в сутки открывавший крышку контейнера с пищей богатой белками, жирами, углеводами.

Корабли следующей серии предназначались уже для человека, но, первыми их пассажирами были манекен и подопытные собаки. В ходе полета проверялась двусторонняя радиосвязь, для чего с орбиты передавали запись биений человеческого сердца. Эти радиосигналы были пойманы рядом радиолюбителей, что дало повод для слухов о якобы неудачных попытках запуска человека в космос.

12 апреля 1961 года на третьем в серии корабле «Восток» Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый космический полет и благополучно вернулся на Землю. День этот и имя человека, который первым разорвал цепи земного притяжения, навсегда вошли в память человечества.  Космический корабль совершил один виток вокруг Земли за 89 минут. На 108-ой минуте после запуска он вернулся на Землю, приземлившись в районе деревни Смеловка Саратовской области.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, писал карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случанно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он наговаривал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.

Ликовал весь мир! «Гражданин Вселенной» – так назвали Юрия Гагарина люди на всех континентах Земли. Два дня на московских аэродромах приземлялись специальные самолеты, которые доставляли делегации из различных стран мира для встречи  с первым космонавтом.

В июне 1963 года на корабле «Восток-6» совершила полет бывшая работница текстильной промышленности и парашютист-любитель Валентина Николаевна Терешкова. Она стала первой женщиной космонавтом. За всю историю отечественной пилотируемой космонавтики к полету готовились 18 женщин. Всего три россиянки (менее 3 % космонавтов СССР/России) участвовали в пяти космических полетах.

В марте 1965 года стартовал космический корабль «Восход-2». Космонавт родом из Тисульского района Кемеровской области Алексей Леонов впервые в истории человечества совершил выход в открытый космос. В свободном пространстве он пробыл 12 минут и при этом удалялся от корабля на расстояние до 5 метров. При возвращении в корабль, правда, возникли проблемы - скафандр, раздуло от внутреннего давления, и он не пролезал в люк, к счастью космонавт догадался сбросить давление и благополучно вернулся в корабль. Другой кузбассовец – Борис Волынов также стал покорителем космоса из г. Прокопьевска.

Космические полёты это всегда риск. Первый полет корабля серии «Союз» завершился первой космической трагедией - во время спуска в атмосфере не сработала парашютная система, и спускаемый аппарат, пилотируемый полковником Владимиром Комаровым, ударился о Землю на скорости более 600 километров в час. В дальнейшем Космос унес не одну человеческую жизнь, но эта катастрофа была первой. Трагически закончился полёт экипажа «Союз-11» - «Салют» в июне 1971 года. Космонавты Георгий Добровольский Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли при спуске на Землю вследствие разгерметизации кабины. Скафандры в том полёте не использовались.

В январе 1969 года произошло знаменательное событие - с космодрома Байконур с интервалом в сутки стартовали «Союз-4» и «Союз-5». На орбите корабли состыковались и образовали первую орбитальную станцию - прообраз будущих орбитальных комплексов. В апреле 1971 года была запущена первая отечественная орбитальная станция «Салют-1».

Отечественные межпланетные станции совершили полеты к планетам Солнечной системы, исследовали поверхность Луны, Марса, Венеры. Впервые были получены изображения ландшафтов этих планет. Аппараты безотказно работали поистине в адских условиях, например, на Венере, температура достигает 500 градусов С. Советские межпланетные автоматические станции, выполняли поставленные задачи в космическом вакууме и холоде на Луне.

В летопись космонавтики дата 20 февраля 1986 года вошла как начало нового этапа создания на околоземной орбите многофункциональной научно-исследовательской лаборатории - станции «Мир», 20-тонный базовый блок которой вывела на орбиту ракета-носитель «Протон». Затраты на эксплуатацию станции становилось все труднее оправдать. Россия, имеющая более чем 30-летний опыт эксплуатации орбитальных станций, но не имеющая возможности в одиночку профинансировать столь крупную программу, выступила с предложением объединить усилия России и США в осуществлении пилотируемых программ. Так возник проект «Международная космическая станция» (МКС), к которому впоследствии присоединились Канада, Япония и Европейское Сообщество. Расчетный срок эксплуатации 377-тонной станции на орбите - 15 лет.

Советскими и российскими космонавтами за 16 лет в 20 полетах достигнута длительность пребывания на орбите 4-5 месяцев, около 6 меся­цев продолжалось 18 полетов, четы­ре полета длились 10-12 месяцев. Полеты космонавтов на станции «Мир» существенно подняли планку и мировых рекордов. Врач В.В. Поля­ков совершил два полета продолжи­тельностью 240 и 437 суток, установив абсолютные мировые рекорды продолжительности за один полет и по суммарному пребыванию в космо­се. Особого внимания заслуживают рекордные полеты женщин: 169-ти суточный полет Елены Кондаковой.

Наша страна была пионером в области исследования космоса. Космическая отрасль долгое время была у нас симво­лом прогресса предметом законной гордости нашей страны. Наши достижения в космосе не будут преданы забвению и получат дальнейшее развитие в новых идеях.

Космонавтика стимулирует развитие электроники, машиностроения, материаловедения, вы­числительной техники, энергетики и многих других областей народного хозяй­ства.

Космонавтика нужна науке - она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология - это уже и сегодняшний день.

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) планирует после 2026 года создать систему защиты Земли от астероидов. В программе космической деятельности до 2040 года - дальнейшее освоение околоземного пространства; освоение Луны, подготовка и осуществление полёта к Марсу.

В рамках Года российской космонавтики произведён запуск пилотируемого корабля «Союз ТМА-21» с очередным экипажем международной космической станции на борту. На этом космическом корабле нанесена надпись «ГАГАРИН». Сохраняя позиции космической державы, Россия начинает строительство нового космодрома «Восточный» в Амурской области. Создание нового космодрома позволит России выводить в космос со своей территории аппараты различного назначения, в том числе для межпланетных экспедиций, а также запускать пилотируемые корабли, которые в настоящее время стартуют только с космодрома Байконур в Казахстане.

Презентация к уроку http://mvutvsh.ucoz.ru/12_.pptx